Ровеньковская епархия Украинской Православной Церкви

По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, архиепископа Ровеньковского и Свердловского

  • Правящий архиерей
  • Епархиальные отделы
  • Официальные документы
  • Благочиния
  • Храмы
  • Монастыри
  • Расписание архиерейских богослужений
  • Контакты
  •    
  • Наши баннеры

  • Фотолітопис УПЦ

  • Интервью с епископом Пантелеимоном, управляющим Ровеньковской епархией

     

    - Новым управляющим епархией обычно всегда задают вопрос о первых впечатлениях, которые сложились за этот небольшой срок Вашей деятельности, как правящего архиерея. Я его немного видоизменю. Что Вы ожидали и действительно увидели и, что стало для Вас неожиданным после знакомства с епархией?

      Направляясь на послушание управляющего новообразованной епархией, я получил мудрые наставления Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира, по новому перечитал Устав который регламентирует епархиальную жизнь. Прибыв в г.Ровеньки приступил к трудам по устроению епархии. Так как это служение для меня первое по настоящему дело, то и говорить о каких то впечатления особо не приходится. Верю, что молитвы собратьев архипастырей, духовенства и народа Божия помогут мне ответственно нести возложенный на меня Церковью крест. 

     

    - Владыка, создание новой епархии, даже при наличии в новой структуре множества приходов, прихожан и священства дело крайне сложное, трудоемкое и многогранное. Что уже сделано и каковы ближайшие планы?

     На сегодняшний день сформирован административный аппарат управления в тех объемах в которых нуждается жизнь епархии. Проведено первое заседание епархиального совета, одним из основных решений которого была административная реформа. Для того, чтобы в больших районах, а именно в Антрацитовском и Свердловском, отцы благочинные, лучше  знали ситуацию на местах, имели возможность оперативного контроля и помощи священникам в разрешении вопросов возникающих на приходах благочиния были разделены. Сегодня у нас не пять, а восемь благочиний.

     Стараемся призывать достойных священнослужителей  для осуществления ими обязанностей руководителей епархиальных отделов. Это не просто. Здесь необходимы опыт, образование, а также способность понести послушание в полной мере. Поэтому на сегодняшний день пока назначены не все руководители епархиальных отделов.

     На второй седмице Великого Поста мы собираемся начать ремонтные работы в корпусе, который должен стать епархиальным управлением. Там будут все необходимые структуры и кабинеты, появится возможность достойно принимать людей, решать вопросы епархиальной жизни.

     Слава Богу за два месяца мне удалось объехать всю епархию, послужить в благочиниях, во всех районных центрах и городах областного подчинения. Духовенству были доведены решения и постановления последнего Архиерейского Собора РПЦ, но, самое главное, удалось познакомиться практически со всеми клириками епархии.  Собраны анкеты, автобиографии. Приводим в порядок личные дела, чтобы иметь полную информацию о священнослужителях епархии.

     

      - Владыка, официальные биографии – это сухой перечень событий, разделенный годами. Расскажите немного о себе, о своих родителях. Известно, что в Вашей жизни большую роль сыграл протоиерей Антоний Борисевич, что это за священник?  Кто еще оказал влияние на формирование Вас как личности, человека и архиерея?

     Духовное воспитание я получил от своей бабушки, приснопоминаемой рабы Божьей Елены. Именно она привила мне любовь к Церкви, научила первым молитвам. Конечно и моя мать, которая и сегодня, несмотря на преклонный возраст, продолжает нести клиросное послушание, воспитывала во мне любовь к Богу, к богослужению. Благодаря именно ей я возрастал в вере.

     Отец Антоний Борисевич, который упокоился о Господе в прошлом году, 23 февраля, был моим духовником, тем, кто направлял мои силы и в учебе и в жизни. Он благословлял  и молился за меня во время службы в армии, а затем и  на учебу в Киевской духовной семинарии и академии, чтобы уже служить Богу и Церкви. Решение принять монашеский постриг, также было принято по его благословению.

     Это был человек, который сумел глубоко посеять в моей душе зерна жертвенного священнического служения. Того служения, которое является действительно образом подражания Христу, когда добрый пастырь полагает душу свою за овец своих. Эти слова о добром пастыре были девизом жизни отца Антония. Приведу такой пример: в свои 80 лет, он начал строить храм в благодарность Богу, за то, что Он сподобил его дожить до этих лет. Не дожил батюшка до девяностолетия несколько месяцев. После его ухода в вечность к его могиле идут люди, совершая молитву об упокоении его души, и прося его перед Престолом Божиим походатайствовать о своих скорбях, болезнях и немощах. Почитает народ Божий этого священнослужителя, верит в силу его молитв.

     

      - Вы принадлежите по возрасту и хиротонии к молодым епископам, тем кто пришел к архиерейскому сану после 1000-летия Крещения Руси. Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный архиерей?

     За годы Предстоятельского служения УПЦ  Блаженнейший митрополит Владимир призвал к архиерейскому служению много молодых епископов, поставил перед нами задачи. Будучи людьми современными, знающими и понимающими сегодняшние реалии, мы прикладываем все усилия для того чтобы Церковь просвещала и освящала все сферы жизни общества.

     Каждый епископ в своей епархии старается сегодня не только иметь попечение о душах человеческих,  но и наладить сотрудничество со светской властью и с обществом в целом. Нужно влиять на те процессы в обществе, где необходимо духовное руководство, где отступление и уход от наших ориентиров и ценностей особенно заметны. Это, прежде всего, касается работы в молодежной среде.

     Если сегодня посмотреть на всю Украинскую Православную Церковь, то каждый регион имеет свои отличия, свои традиции. Насколько духовны люди, живущие в этих регионах, настолько и будет велик результат отдачи во всех областях человеческой жизни.

     Там, где епископ служит Богу, являясь светильником на церковном подсвечнике, то к этому свету люди всегда придут. 

     Мы сейчас живем в то время, когда есть все возможности для того чтобы достигать цели жизни – спасения души и если будем исполнять слова  пророка Давида: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся с трепетом», то Господь обязательно поможет.

     

    - Владыка, вопрос по этой же теме. Сегодня много говорят о конфликтах, которые возникают в епархиях. Вы сами прошли через подобное искушение в Северодонецке и еще можно привести ряд подобных примеров и везде постоянное обвинение архиереев. Почему это происходит? Насколько сложны отношения между архиереем и священниками? Есть ли какие-то предпосылки к этим конфликтам, откуда они берутся?

     Каждый священник обязан иметь послушание правящему архиерею. Конфликты, возникающие в церковной среде, обычно имеют источник и нагнетаются людьми, которые являются приверженцами той или иной «церковной партии» или течения, кто имея свои взгляды на устроение церковной жизни, пытаются воплотить их в жизнь без архиерейского на то благословения.

     Когда же священноначалие ставит все на свои места, когда в основу жизни церковной определяют Устав, а не личные амбиции, эти священнослужители осознают свою неправоту, просят прощения или уходят с глазами опущенными в землю.

     Нет неразрешимых конфликтов.

     Если присутствует в этих конфликтах человеческая гордыня, мудрый архиерей сможет это увидеть. Сможет указать, чем действительно  руководствуются священнослужители, которые ради своего мнения и своей позиции отвергают главное – послушание.

     Кто боится приезда нового архиерея в епархию? Тот, кто опасается утерять свое влияние, за кем есть грехи недостойные священнического сана. Естественно, они находят  себе подобных, создают группу поддержки, и делают все, чтобы привлечь к себе других священников.

     Это не делает им чести, потому что, обращаясь к архиерею с той или иной просьбой, они же пишут «смиренный послушник Вашего Преосвященства». Где же это смирение в деле? Или оно присутствует только на словах? Каждый, если он не прав обличается судом своей совести и только через терпение, смирение и послушание можно достойно совершать свое служение в Церкви.

     

      - Насколько, сегодня, в вверенной Вам епархии священники отвечают тем критериям и требованиям, которые Вы предъявляете? Что и кто достойны похвалы и на какие упущения и недочеты надо обратить особое внимание?

     Деятельность священника определяется не только богослужением, но и тем насколько они смогли укрепить свой приход, насколько количественно и качественно увеличилась его паства. Я стараюсь каждому священнику напомнить о той присяге, которую он давал на Кресте и Евангелии при принятии сана. Если он соизмеряет своё служение с этими ориентирами, то благодать священства полученная им в Таинстве хиротонии никогда не оскудеет, а его деятельность будет полезной и Церкви, и народу.

     В нашей Ровеньковской епархии есть священники, прослужившие 20, 25, а то и 30 лет. Они сегодня являются уже учителями и наставниками по отношению к молодым священникам, которые делают свои первые шаги.

     Я не смог еще посетить за это время все приходы. Думаю, что для этого будет нужно полтора, а то и два года, но сейчас в планах епархиального управления – посещение комиссией благочиния всех приходских общин.  Нужно на местах увидеть ситуацию, поддержать, помочь подсказать и, конечно же, исправить, то, что на приходах не вполне сделано, не вполне выполнено.

     Я не предъявляю к священникам особых требований, которые были бы выше их полномочий и обязанностей, а также того великого сана, который они носят. Священник сам свидетельствует о том, каково его служение. Жертвенное, полное самоотдачи или просто требоисполнение, когда настоятель появляется на вверенном ему приходе лишь для того, чтобы совершить службу. 

     Надеюсь, что те священники, которые чувствуют за собой, что они совершают свое служение неправильно, недостойно их сана постараются это исправить, потому что на них смотрит народ Божий и именно он оценивает их служение в свете заповедей Господних. Знаю о том, что среди пастырей нашей епархии, есть много достойных благодарности, сила молитв которых имеет большое значение в духовной жизни людей. Они действительно заботятся о своей пастве и ведут ее к Царствию Божию.

     

      - Ваше отношение к тем священникам и архиереям, которые активно работают в интернете, в том числе и в социальных сетях. Насколько это актуально и почему все же многие из членов нашей Церкви относятся к этому с опаской, а порой и с предубеждением?

     Если для духовного просвещения, разрешения тех или иных вопросов духовной жизни, используется интернет и социальные сети, и делается это не тайно, не под чужим именем и в кругу тех, кто исповедует православие или стремится к нему, то такую деятельность можно только приветствовать.  Не стоит забывать, что эта работа на виду всего общества, которое дает ей оценку.

     Если работа священника во всемирной сети не вредит его духовно-моральным основам жизни, не мешает ему исполнять свои непосредственные обязанности, то она нужна и полезна.

     Миссионерское служение – обязательная и важная часть деятельности пастыря. Мы привыкли использовать в своей проповеди журналы, книги, газеты, но сегодня возможны и другие формы миссии.  Для проповеди Христа можно использовать и телевизионные студии, и появившиеся возможности собрать аудиторию в учебных заведениях, и, конечно, интернет. 

     Скажем так, если Церковь шагает в ногу со временем, то она берет от этого времени все то, что может послужить для ее пользы. Конечно, найдутся люди, которые не могут отвечать вызовам нынешнего дня. Они будут и осуждать, и находить что-то недостойное в этой работе, но пусть каждый оценит ее с точки зрения приносимой пользы. 

     

    — Вскоре украинцы начнут получать электронные паспорта с биометрическими данными. Как Церковь и лично Вы относится к таким документам?

     Знаю о том, что только через два года, в 2015, станет возможным внедрение биометрических паспортов. Надеюсь, что сила молитвы людей, просящих и молящих Бога, чтобы это не совершилось действенна, и Господь будет милостив к нам.

     Государство оправдывает это нововведение тем, что граждане, должны платить налоги, соблюдать законы и быть в послушании у власти. Но ведь государственные органы обязаны считаться с верой, с убеждениями человека. Если мнения разнятся, или вообще противоположны, то должна быть альтернатива.

     Последнее заседание Синода нашей Церкви приняло обращение к государственным органам, где четко и однозначно говорится, что большинство православных христиан больно реагируют на такие нововведения.

     Дай Бог, чтобы государство прислушалось к Церкви, не принесло вреда верующим, не ожесточило сердца людей, не переполнило грань их терпения.

     

      — В этом году Церковь празднует 1025-летие Крещения Киевской Руси. Будут ли как то отмечаться эти торжества в нашей епархии?

     На епархиальном Совете обсуждался вопрос, о мероприятиях по достойной подготовке к этому юбилею. Одним из них будет совершение крещения взрослых людей в наших святых источниках. К дню празднования они проходят оглашение и воцерковление, чтобы после великого Таинства  быть сознательными членами Церкви Христовой. Мы сейчас молимся о них в ектеньи об оглашенных на литургии. Остальные мероприятия мы планируем проводить вместе с властью и общественными организациями.

     

    - Наш район специфичен. Это Донбасс со всеми его плюсами и минусами. В принципе, юг луганщины жизнен только при условии благополучной работы горняцких коллективов. Как складываются отношения с администрациями городов и руководителями шахтерских предприятий, которые входят в Вашу епархию?

     У нас было несколько встреч с руководителями районов, городов шахт и шахтоуправлений, народными депутатами. Сегодня на территории многих шахт и промышленных предприятий есть часовни и храмы. За каждым богослужением совершается молитва о шахтерах.

     Конечно же, хотелось бы видеть больше горняков в наших храмах, за богослужением,  чтобы совместная церковная молитва помогала бы в их тяжелом, опасном и нужном труде.

     Пока же в храмах шахтеров и руководителей шахтерских коллективов не так много, как бы этого хотелось. Мы ищем иные возможности, другие точки соприкосновения. Будем приходить к ним на работу, чтобы услышать о их духовных нуждах. Это крайне важно, потому что, каждый кто спускается в недра земли верит, что он выйдет оттуда целым и невредимым. 

     Церковь молится и благословляет шахтерский труд, окружаем духовной заботой. Государство сегодня насколько может поддерживает горняков, и обязано приложить старания, обеспечить шахтерам достойный уровень жизни. 

     

    - Владыка, хотелось бы услышать о будущем Должанского духовного училища. 14 лет существует это учебное заведение. Около двухсот человек его закончили. Большинство выпускников  приняли священнический сан и служат во многих епархиях нашей Церкви, в том числе и в России. Будет ли развиваться эта духовная школа?

     Несомненно, Ровеньковская епархия нуждается в грамотных, образованных священнослужителях и Должанское духовное училище это кадровый резерв Церкви.

     Сегодня в Училище воспитанники, выросшие уже в новых условиях. Большинство из них нашли свое место в Церкви, понимают к чему их обязывает духовное образование.

     Если духовное учебное заведение имеет свою историю, то оно имеет и перспективы  развития. Нам необходимо повысить уровень образования и для этого привлекать тех священников-преподавателей, которые имеют академическую подготовку. 

     Сейчас наблюдается картина, когда не уменьшается количество желающих получить духовное образование, но не у всех есть возможность учиться в семинариях нашей Церкви. Многие стараются получать это образование в воскресной школе, на приходе. Духовное Училище нашей епархии, быть может, не совсем соответствует всем критериям, предъявляемым сегодня Учебным комитетом нашей Церкви, но необходимость в  этом учебном заведении для Ровеньковской епархии есть.

     Я просмотрел анкеты духовенства нашей епархии. Многие священники, благодаря именно этой духовной школе, пришли к служению в Церкви. Надо отдать должное ректору этого училища протоиерею Владимиру Романишину и тем священнослужителям, которые с открытой душой и желанием доносят до сердца и умов воспитанников основы богословских знаний, чтобы они у Престола Божьего могли полноценно совершать свое служение. 

     

    - Буквально вчера смотрел фильм о Преждеосвященной Литургии, снятый в Киево-Печерской Лавре. Фильм не новый, 2002 года, и на клиросе увидел Вас в составе Лаврского хора. Ваше отношение к церковному пению и богослужению как таковому?

     На первой Седмице Великого Поста мы молились в храме и утром и вечером. Мне по душе не просто находится в алтаре, совершая свою молитву вместе с духовенством. Я прихожу на клирос, чтобы почитать паремии, попеть вместе с хором. Это приносит душе и вдохновение и радость, потому что, то, что приобретено в стенах Киево-Печерской Лавры надо возгревать и поддерживать.

     У нас не столь профессиональные хора, как в больших храмах областных центров, но те люди, которые поют просто и молитвенно заслуживают похвалы, поощрения. Богослужение, если оно гармонично сочетается с молитвой и духовенства и верующих прихожан, конечно же служит к славе Божьей, к спасению человеческой души. «Возлюбил, Господи, благолепие дома Твоего и место селения Славы Твоея» - эти слова отражаются в глазах молящихся, в их сердцах. Церковное пение если оно молитвенно, приносит душе, и вдохновение, и силы, и радость.

     

    - В нашей местной богослужебной практике обычно проповедь на литургии говорят не после чтения Евангелия, а по запричастному стиху, то есть в конце литургии. У Вас в практике проповедь после чтения Евангелия. Это такое правило или традиция?

     Прихожане только что услышавшие апостольское и евангельское повествование, которое звучало на церковно-славянском языке богослужения,  должны запечатлеть его в своих сердцах, поэтому и проповедь, с объяснением, с толкованием, с желанием разъяснить новозаветное учение, здесь вполне уместна и нужна.

     Можно говорить проповедь и после окончания богослужения, когда люди уже стали участниками полноценного богослужения. Все зависит от того, как священник проповедует, как молящиеся отзываются на слово проповеди. Если после службы они останавливают священника,  задают вопросы, то проповедь была действенна. Наши прихожане всегда нуждаются в духовной пище. Нельзя лишать народ слова проповеди. Проповедь не прерывает богослужение, не отвлекает от молитвы. Вот только говорить долго ее не нужно, 7-10 минут вполне достаточно для подготовленного слова, чтобы его усвоили, и проповедь стала насущной пищей духовной.

     

    - Владыка. Это интервью выйдет в дни Великого Поста. Правила святой Четыредесятницы довольно строги и далеко не каждый в состоянии исполнять их, по разным причинам, во всей полноте. Что бы Вы назвали главным в эти дни?

     В дни Великого Поста главное понимать, для чего дается это спасительное время. Совершая пост, человек находится в единении с теми православными христианами, с той духовной семьей, которая использует это время, как время, дарованное для спасения души.

     Очень часто люди не могут соблюдать физически весь пост, приходят за благословением на послабление поста. Церковь проявляя икономию, понимает тех, кто болен, кто трудится на тяжелых работах, и дает благословение на принятия того или иного рода пищи. Это не является нарушением поста. Главное, чтобы пост не превратился лишь в воздержание от пищи, и была забыта его духовная составляющая.

     Участие в богослужении, исповедь, причащение Тела и Крови Христовых, если у кого какая-то телесная немощь или болезнь, то и Таинство Соборования – это обязательные условия постных дней.

     Не надо забывать подать записку об упокоении своих родных и близких, а в заупокойные субботы помянуть их, совершить о них молитву на Литургии и панихиде, уповая на милость и милосердие Божие.

     Каждый воскресный день поста освящен определенным событием: Торжество Православия, неделя свт.Григория Паламы, Крестопоклонная, прп. Иоанна Лествичника, … Пост наполнен смыслом и содержанием. Церковь дает укрепление, поддержку, она содействует и помогает соблюдать пост. Человек, приобретая  благодатные силы в эти дни, затем воплощает и применяет их в общении со своими близкими, в семейном кругу.

     Необходимо достойно приготовится к Христову Воскресению. Пройти вместе с Господом весь путь крестоношения к Его Божественной Голгофе.

     В воскресные дни в наших храмах совершаются акафисты Страстям Христовым. Это приводит душу человека в восторг и умиление, наполняет сердце сокрушением о грехах . Дает возможность понять, какой ценой дарована нам спасение, что вызывает в душе человека чувство благодарности Богу.

     Пост – это не только дни молитвы, но и время совершения дел любви и милосердия, где необходимо оказывать помощь своим ближним, подавать милостыню, посещать больных и всех тех, кто нуждается в нашем сострадании. Очень многогранна и насыщена жизнь мирянина и священнослужителя в дни Великого Поста.

     

    - За что Вы любите в Великий Пост?

     Пост не любить нельзя, хотя к посту у каждого человека свое отношение. Вспоминаю те банеры и бигборды, которые находились на улицах Киева по дороге в Лавру с изречением Блаженнейшего: «У піст головне не їсти один одного». Более точно выразить суть поста трудно.

     Нужно сравнить сегодняшний Великий Пост с прошлогодним и проанализировать, что не удалось воплотить, исправить в это спасительное время. Эта параллель необходима.

     Пост проходит в весеннее время, когда расцветает, оживает природа. Также и человек, если он глубоко укоренил в себе свои страсти, не смог их победить во время, то Пост именно то благодатное время, когда и мы, наравне с природой можем возродится. Именно поэтому и ожидаешь поста, надеешься, что он пройдет с максимальной отдачей физических и духовных сил, что будет преодолена духовная слабость, укрепится чувство ревности о славе Божьей, появятся вдохновение и силы.

     Если мы ищем Царствия Божия и правды Его, то все остальное нам приложится и будут эти слова Священного Писания воплощаться в нашей жизни. Дай Бог, чтобы Он укрепил нас в дни великого Поста, дал нам силы для достойного его прохождения и чтобы, пройдя это поприще, можно было посмотреть на себя и как в зеркале увидеть насколько стали мы ближе к Богу, и к Царствию Его. 

     

    - Владыка, а есть у Вас увлечения, любимые занятия и чем Вы занимаетесь тогда, когда выделяются свободные минуты?

     Жизненный вопрос. Я давно мечтаю заглянуть на страницы своей кандидатской диссертации, которую защитил в Киевской Духовной Академии. Тема диссертации «Церковно-общественная и научно-богословская деятельность Киевских митрополитов в Синодальную эпоху (ХVIII столетие)». 

     Когда я ее писал, то понимал, каким было их служение в синодальную эпоху, а сейчас, совершая архиерейское послушание, для меня духовное наследие этих святителей очень важно, ведь там кладезь мудрости и примеры богатого духовного опыта. Их служение и сегодня является актуальным.

     Свободного времени очень мало и не всегда удается сделать то, что ты запланировал на день сегодняшний…

     

    - Вы, Владыко, новости хоть просматриваете?

     Стараюсь держать руку на пульсе всех событий, отслеживать то, что происходит в мире и в церковной жизни. Всегда с нетерпением жду выпуск газеты «Православие Луганщины», чтобы увидеть, что нового в православной жизни нашего региона. Естественно, не остаются в стороне наши синодальные издания и сайты.

     Каждый епископ должен быть всесторонне образован, развит, просвещен, уметь и знать, что ответить на вопросы людей.  Наши прихожане, да и те, кто стремится стать церковным человеком, неравнодушные к вере считают, что именно от священнослужителей они могут получит ответы в полном объеме. Нам доверяют. Исходя из этого доверия, надо стараться жить так, чтобы не пребывать в неведении, что происходит и в жизни общества и в жизни мирового православия.

     Иные увлечения, которые, наверное, когда то были, остались в той жизни, до монашества. Сейчас надо каждую минуту, которая Богом предоставляется для труда и молитвы использовать. Нельзя, чтобы это время прошло зря. 

    интервью провел
    прот. Александр Авдюгин