Ровеньковская епархия Украинской Православной Церкви

По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, архиепископа Ровеньковского и Свердловского

  • Правящий архиерей
  • Епархиальные отделы
  • Официальные документы
  • Благочиния
  • Храмы
  • Монастыри
  • Расписание архиерейских богослужений
  • Контакты
  •    
  • Наши баннеры

  • Фотолітопис УПЦ

  • Новый настоятель в Свято-Митрофановском храме.

    Когда проезжаешь через поселок  Бирюково, то трудно не заметить расположенный в его центре старинный и величественный храм – главное украшение и духовный центр этого населенного пункта.

    Совсем недавно настоятелем этого храма был назначен помощник благочинного Должанского церковного округа, проректор Свердловского духовного училища, председатель отдела по делам молодежи Ровеньковской епархии, клирик Свято-Николо-Владимирского кафедрального собора  – протоиерей Александр Ястребов.

    Редакция ВЭ попросила рассказать отца Александра о его новом назначении.

    Журн.- Батюшка, расскажите, пожалуйста, вкратце историю Бирюковского храма.

    - Строительство храма в этом поселке началось во второй половине XIX века, и уже 29 декабря 1881 года храм был освящен. Как известно, каждый храм посвящен какому-либо священному событию, связанному с Господом нашим Иисусом Христом, Его Пречистой Матерью или святым угодником Божьим. Так и храм в Бирюково был освящен в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского (+1703 г.). В советский период храм разрушен не был, но его приспособили под склад химических веществ. Его возрождение связано с назначением сюда настоятелем священника Василия Жайворонко.

    Журн.- О.Александр, нам стало известно, что, за сравнительно короткий промежуток времени, Вы являетесь уже третьим настоятелем Свято-Митрофановского храма. С чем это связано?

    - Я не совсем третий настоятель. Храм после Советского периода был открыт в 1991 году, и тогда за два года сменились три священника. В 1993 году указом Высокопреосвященнейшего Иоанникия, архиепископа Луганского и Старобельского, настоятелем был назначен священник Василий Жайворонко. В 2008 году у о. Василия был инсульт с правосторонней парализацией, и указом Высокопреосвященнейшего Иоанникия о. Роман Соболев был переведен из Свято-Николо-Владимирского собора в клир Свято-Митрофановского храма. А в 2013 году Преосвященнейшим Пантелеимоном, епископом Ровеньковским и Свердловским, был назначен его настоятелем. В 2016 году указом от 23 октября архиепископом Пантелеимоном на настоятельское служение в этот храм был направлен я.

    Журн.- О. Роман сменил о. Василия по причине его болезни. А по какой причине Вы сменили о. Романа?

    -Как правило, внутрицерковные проблемы не выносятся на общественное обозрение. Но, в данном случае, когда вопрос стоит о вечной участи многих людей, мы не можем молчать.

    Еще в прошлом году о. Роман сообщил о своем нежелании поминать за Богослужением церковное священноначалие – Святейшего Патриарха Кирилла, Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, Высокопреосвященнейшего архиепископа Пантелеимона. Увещевательные беседы с о. Романом неоднократно были проведены правящим архиереем, его секретарем – протоиереем Григорием Устименко, благочинным Михайловского церковного округа протоиереем Александром Притулой, духовником нашей епархии протоиереем Александром Нестеровым, но батюшка остался при своем мнении. 13 августа этого года архиепископом Пантелеимоном о. Роман Соболев был запрещен в священнослужении без права ношения наперстного креста, рясы и преподания благословения до полного раскаяния.

    Журн.- Скажите, пожалуйста, в запрещении о. Романа Владыка Пантелеимон руководствовался своими соображениями, опытом, чьим-то советом или он обратился к определенным церковным правилам (канонам)?

    - В таких серьезных ситуациях священноначалие всегда руководствуется Канонами, или «Книгой Правил Святых Апостолов, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отцов». В данном случае были применены следующие два правила:

    1. 15-е правило Константинопольского Двукратного Собора: « «Аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим Патриархом и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном Тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих Предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви.»

    2. 31-е правило Святых Апостолов: «Аще который пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творити будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, яко любоначальный. Ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по едином, и втором, и третием увещании от епископа.»

    Журн.- Скажите, существуют ли в Православной Церкви другие расколы?

    - В Русской Православной Церкви самыми знаменитыми расколами являются: старообрядчество (XVII век), и недавно, 17 мая 2007 года был уврачеван раскол -  объединение  Русской Православной Церкви Зарубежем с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Известным расколом в Украинской Православной Церкви, находящейся в каноническом единстве с Московским Патриархатом, является так называемый «Киевский Патриархат» с его лидером лжепатриархом Филаретом (Денисенко).

    Журн.- Большинство людей, подходя к обсуждению церковных проблем, зачастую применяют понятия современного мира. Можно ли Ваши отношения с отцом Романом назвать конкуренцией или, например, все это свести к политике (церковной, конечно же)?

    - После моего назначения в Бирюково по поселку поползли слухи о том, что в храме служит католический ксендз, и там собираются католики. Поэтому Богослужения лишены Божественной благодати. Мы сделали фотографию – общий снимок с самыми обычными священниками Православной Церкви и прихожанами – коренными бирюковцами, которые являются православными христианами так же, как и те, кто распускает ложные слухи.

    Относительно же конкуренции. В моем понимании рыночная конкуренция возникает тогда, когда два реализатора предлагают покупателю товар одного и того же качества, но привлекают к себе либо через качество обслуживания, либо ценой вопроса. Но у того, кто самовольно покидает Церковь, сам лишает себя благодати, и даже если дерзает совершать церковные таинства и внешне вроде бы все так, но на самом деле они являются недействительными: крестит ребенка, а он остается некрещеным, отпевает умершего – он не отпет и т. д.

    Что же касается политики, то с отцом Романом мы не два кандидата на пост настоятеля в Свято-Митрофановский храм. У него есть Указ нашего Владыки  на запрещение в священнослужении, а у меня Указ на настоятельское служение в данный приход.

    Журн.- Вы что-то предпринимаете для того, чтобы раскол был преодолен?

    - Мы с прихожанами возносим свои молитвы ко Господу о возвращении в лоно Православной Церкви нашего собрата и его последователей, а также ведем разъяснительную работу среди местного населения, в том числе и сейчас – со страницы газеты.

    Журн.- отец Александр, что Вы хотите пожелать нашим читателям?

    - Сквозь столетия к нам обращается Основоположник нашей веры: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Евангелие от Матфея: 16 глава, 18 стих), а также актуальны и сейчас слова святого апостола Павла: «Церковь есть столп и утверждение истины» (Первое послание к Тимофею: 3 глава,15 стих). Поэтому, дорогие братие и сестры, будем держаться в союзе мира и любви нашей Православной Церкви, Главой которой является Господь наш Иисус Христос. А также будем помнить, что не мы спасаем Церковь, а Церковь спасает нас.